Триптих художника Василия Овчинникова «Бабий Яр»

Меморіальний музей пам’яті жертв Бабиного Яру

Триптих художника Василия Овчинникова «Бабий Яр»

Рассказывают сотрудники Одесского художественного музея.

Не перестаем удивляться чудесам современного мира. Вот, например, после одного из постов о творчестве Василия Овчинникова, чьи работы представлены на выставке Спецфонд: Репресоване Мистецтво, с нами связалась его внучка и поделилась материалами из семейного архива.

Невероятно благодарны Katya Vadim-Greco и с радостью делимся фрагментом черновика монографии Елены Овчинниковой о своём отце — Василии Фёдоровиче.

«Первоначальный вариант «Бабий Яр» Овчинникова состоял из 3 работ, это был триптих. Первая картина называлась «29 сентября». Уголок киевской квартиры где-то на Лукьяновке. За окном плывет скорбная процессия гонимых в неизвестность людей. У окна на табуретке — плачущая женщина, прильнувшая к оторопевшей в тревоге девочке. Кто они? Еврейская женщина и ее ребенок, которые должны сейчас влиться в клонну смертников? Украинка, оплакивающая своих земляков?

Центральное полотно — длинный горизонтальный формат «Дорога обреченных». Люди не знали, куда их гонят, это был чудовищный нацистский обман. Люди стекались ручейками с гористых улиц Киева, поднимались с Подола, вливаясь в общую реку. И эта скорбная река текла к Лукьяновскому кладбищу. На картине Овчинникова на фоне тревожного закатного неба темнеющими кораблями плывут глыбы Лукьяновских холмов, увенчанные силуэтами памятников старого еврейского кладбища. И медленно плывет траурный поток людей в неизвестность, в неизбежность. Катится детская колясочка, как раненая птица, хромает инвалид на костылях, влекомая толпой, оглядывается беременная женщина с тревожно-тоскливым взглядом. […]

Особо следует упомянуть серию подготовительных рисунков Овчинникова к «Бабьему Яру». Сейчас они находятся в Государственном Украинском Архиве-Музее Литературы и Искусства; там же и записные книжки художника, и его работы, и вообще весь его архив. Выполненные углем и сангиной, эмоционально напряженные, заряженные величественной трагической энергетикой, это образы великолепной школы украинского искусства рисунка, сделанные учеником Рокицкого, учеником и другом Елевы. Там же, в Архиве-Музее, хранится и литературное наследие Овчинникова, среди которого — воспоминания о Рокицком, Елеве, Тымке Бойчуке и др.

«Бабий Яр» Овчинникова и «Христос на Майданеке» Толкачева были выставлены в 1946 году на первой послевоенной выставке украинских художников в Музее русского искусства в Киеве.

[…] И тут начался шабаш, «криминальный детектив». Еще до развески экспозиции, тогдашний директор Русского музея Раевский схватил «самые крамольные» работы Зиновия Толкачева и отнес их в горком партии. «Крамольными» они были по своей идее — «фашисты убили Бога», а Бога в СССР не было! Но все же работы Толкачева и Овчинникова повесили. После развески все сотрудники ушли, а когда пришли утром, полотно Овчинникова «Дорога обреченных» было порезано ножом. Его наспех заклеили сзади; следствия не было. По приказу ЦК «Христос на Майданеке» и «Бабий Яр» с выставки убрали.

В огромном зале Академии Наук (у художников после войны не было вместительного помещения) начались одно за другим открытые партийные собрания-процессы. Инкриминировалось «искажение действительности», «упаднические настроения», «вредные опасные тенденции в искусстве». «Почему показаны только евреи?» — «Да потому, что был приказ коменданта «всім жидам міста Києва»». 29 сентября шли евреи, а потом в Бабьем Яру уже расстреливали украинцев, поляков, цыган, пленных. «Советский народ не мог идти на смерть, не сопротивляясь!». Кто должен был сопротивляться адской военной машине — беспомощные старики, дети, инвалиды? Когда Толкачев пытался вставить: «Это же общечеловеческое горе…» — «Ах, общечеловеческое?» — Космополит!».

Овчинников изобразил евреев — «еврейский националист»! «Националист», «космополит», «инакомыслящий» — это уже плавно переходило во «враг народа». Сюда же заодно присоединяли «формалист», в этом же обвиняли и Анатолия Петрицкого. Они так и фигурировали на партсобраниях и в прессе неразлучной обоймой «Петрицкийтолкачевовчинников», единое определение вредного явления. А «формалист» — тут уж Овчинникову припомнили учебу у Рокицкого, ученика Бойчука. Значит, и «бойчукист», что было тогда синонимом «врага народа». […]

По ночам в Западном Музее, в кабинете его директора Овчинникова происходили обыски, по утру он находил все развороченным. Что они искали?.. Сохранилась пресса тех лет (в Архиве-Музее), где описывалось, как каждый, в соответствии со своим темпераментом: Петрицкий вступал в горячую перепалку, Толкачев отстаивал общечеловеческие ценности, а Овчинников «мовчки покинув збори, гримнувши дверима».

Триптих Овчинникова «Бабий Яр» был приговорен к уничтожению.

Как выяснилось полвека спустя, работу от уничтожения спас Михаил Гордеевич Дерегус, он спрятал полотна в подвалах фондов Музея Украинского Искусства.

Источник — ФБ Одесского художественного музея.

Tags: