Священник о. Алексей Глаголев

Меморіальний музей пам’яті жертв Бабиного Яру

Священник о. Алексей Глаголев

Автор — Сергей Векслер.

«Упорство, с каким Алексей Глаголев шёл против течения, мало понятно обывателю. Нелегко, наверное, понять, откуда в этом невысокого роста, отнюдь не «мужественного вида» человеке бралось непоказное бесстрашие. Он вовсе не отличался физической силой, был даже слаб (еще в гимназии ему доставалось от товарищей, защищал его… младший брат Сергей). Но этот хрупкий интеллигент в очках в 1936 году на виду у всех нёс на себе по улицам Подола крест, сброшенный с купола церкви Николы Доброго и, несмотря на угрозы комсомольцев, хранил его (как иконы и все вещи отца) в квартире на Дегтярной. Единственным священником в Киеве, отказавшимся в апреле 1942 года служить молебен Гитлеру в честь дня его рождения, был о. Алексей.» – из очерка Сергея Кокурина «Глаголевы: трудная правда».

Во время нацистской оккупации Киева участвовал вместе с членами своей семьи в спасении евреев — прятал их в своём жилище (церковном полуподвале) и в домах, относившихся к приходу Покровской церкви (паспортисткой в них работала жена о. Алексея, а управдомом — его друг Александр Григорьевич Горбовский). Также он выдавал им свидетельства о крещении на старых бланках, оставшихся от протоиерея Александра Глаголева. Одной еврейке Татьяна Павловна Глаголева отдала свой паспорт, в который была вклеена фотография скрывавшейся женщины. По воспоминаниям о. Алексея, «моя жена чуть не поплатилась жизнью за свой отчаянный поступок. Ходившие по квартирам с целью реквизиции гестаповцы потребовали у неё паспорт и, когда его не оказалось, заявили, что отведут жену мою в гестапо как подозрительную личность. А уж из гестапо редко кто возвращался домой. Едва-едва удалось их упросить оставить жену в покое, удостоверив свидетельскими показаниями её личность».

Среди спасённых была и русская семья подполковника Красной армии — его жена и шестеро детей. Семья Глаголевых подвергалась значительному риску — за укрывание евреев грозил расстрел — но всё равно продолжала спасать людей, несмотря на беременность жены о. Алексея (в 1943 она родила дочь Марию).

В 1943 служил в больничной церкви Преподобного Агапита Целителя в Покровском монастыре. Оставался на Подоле (вместе с укрываемыми им людьми), несмотря на требование немецких властей ко всем жителям покинуть эту часть Киева. Осенью 1943 был задержан немецкими властями, дважды избит и вместе с сыном отправлен в Германию, но сумел бежать.
Он не побоялся в 1946 году поселить в Варварьинской церкви (где временно жили выписывавшиеся из госпиталя солдаты) семью киевлян, которая по решению суда должна была в 24 часа убраться из Киева (в их квартире на Андреевском спуске поселился энкаведист).

Tags: