Эммануил Диамант: “У жене моей спросите, у Даши”: Бабий Яр, Холокост — это что такое?

Меморіальний музей пам’яті жертв Бабиного Яру

Эммануил Диамант: “У жене моей спросите, у Даши”: Бабий Яр, Холокост — это что такое?

Я начал писать эти заметки ещё в начале сентября, как только узнал о предстоящей (23-24 сентября) научной конференции «Пам’ять Бабиного Яру і Голокост: наукові та суспільно-політичні виміри». Никто меня туда не приглашал, но, как всегда, вдруг затеплилась слабая надежда — а вдруг удастся вставить и свои полслова в серьёзный разговор.

В письменной форме, заранее, я запросил 3 минуты для комментария, и — мне они были обещаны! Но по техническим причинам (переводчик и выступающий звучали одновременно, заглушая друг друга), выступление обернулось полным провалом. Организаторы оказались людьми жалостливыми и сочувствующими — мне предложили подать своё выступление в письменном виде, может быть, оно будет напечатано в трудах конференции.

И вот — почти через месяц после первого захода — я снова сажусь записывать свои соображения по поводу 80-й годовщины Бабьего Яра. Официальные мероприятия уже закончились, приглашённые и домашние ораторы уже отзвучали, СМИ свои репортажи добросовестно отсняли и оттранслировали (украинские СМИ, между прочим, которые регулярно транслировали всё происходящее; а в Израиле это еле-еле промелькнуло в новостях, никакого интереса или внимания публики не возбудив).

Просматривая и прослушивая репортажи о многочисленных мероприятиях, связанных с 80-й годовщиной Бабьего Яра, подготовленных и организованных «Мемориальным центром Холокоста Бабий Яр», нельзя было не заметить и не отметить, что слово «Холокост» употреблялось всеми в этом году особенно часто. (В названии вышеуказанной конференции, между прочим, тоже).

Слово это (понятие, термин) сравнительно новое. В обиход вошло только с 1961 г., со времени Иерусалимского процесса над Эйхманом. Стало широко применяться (в Западной прессе и научной литературе) именно со времени суда над Эйхманом, и именно в этом одном единственном смысле: «преследование и массовое уничтожение евреев Европы во время Второй мировой войны».

На постсоветском пространстве (и на Украине) слово «Холокост» начинает употребляться только где-то с конца 90-х годов. Т. к. в советской историографии уничтожение нацистами еврейского населения СССР всегда отрицалось и замалчивалось (евреи считались частью советского народа, и их уничтожение считалось частью преступления против всего советского народа), признание особой политики немцев против евреев считалось неуместным и предосудительным. Только после развала Советского Союза слово «Холокост» начинает употребляться и на постсоветском пространстве. Сначала в узком смысле «массового уничтожения евреев Европы», а затем и в его сегодняшнем расширенном понимании (смотрите, например, определение Холокоста в Википедии, ниже по тексту).

Однако, прислушиваясь, в каком контексте и как употребляется сегодня на Украине слово «Холокост», начинаешь сильно сомневаться «а понимают ли говорящие подлинный смысл этого слова?» (Не только на Украине. На постсоветском пространстве вообще).

В 2011 г., в популярной телепрограмме МУЗ-ТV, две московские студентки на вопрос «Что такое Холокост?» ответили просто: «Холокост — это клей для обоев»[1]. Фраза надолго стала очень популярной на постсоветском пространстве, и вполне достоверно отражает уровень грамотности населения в данном вопросе.

Вслушиваясь в то, что говорят сегодня участники мемориальных церемоний, посвящённых 80-й годовщине Бабьего Яра, можно с уверенностью сказать, что уровень грамотности публики, принимающей участие в этих мероприятия, не сильно отличается от уровня, продемонстрированного Ксенией и Евгенией Каратыгиной десять лет тому назад. Могу начать приводить примеры, но могу и сразу перейти к изложению более правильной (в моих глазах) версии понятия Холокост.

Webster’s Online Dictionary[2] определяет Холокост как:

— Жертвоприношение, которое было полностью сожжено в огне, всесожжение; принятое среди древних евреев и некоторых других языческих наций.

— Массовое убийство нацистами миллионов евреев в период с 1933 по 1945 год в Германии и на оккупированных территориях; на иврите обычно обозначается словом Шоа.

Википедия[3], более современный и более популярный источник информации, определяет Холокост так:

— В широком смысле — это преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, гомосексуальных мужчин, масонов, безнадёжно больных и инвалидов, и др.) в период существования нацистской Германии.

— В узком смысле — это преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией и коллаборационистами на протяжении 1933—1945 годов.

Оба определения согласны, что Холокост — это особый вид жертвоприношения, при котором жертва сжигается в огне вся, без остатка. Другие формы жертвоприношения предполагают, что только часть жертвы предназначается Богу (сердце, лёгкие, печень), а всё остальное идёт на пропитание участвующего в церемонии народа. (Отсюда: holókaustos; ὅλος hólos, «полностью» + καυστός kaustós, «сжигание (жертвы)»).

Что не указано в определении (но чётко подразумевается), что, в отличие от других форм жертвоприношения, которые являются индивидуальными актами (Авраам сам ведёт на заклание своего сына Ицхака. В канун Судного дня над каждым евреем крутится его индивидуальная искупительная жертва, его курица, которая после этого немедленно идёт в суп), Холокост — это акция массовая, коллективная, где все роли хорошо известны и чётко заранее определены: народ соучаствует, присутствует. Руководящей и направляющей силой (акции) являются вожди народа, жрецы, высокого ранга священники. Они же определяют, что и как должно быть принесено в жертву.

Из сказанного выше, следует: Определение акции Холокоста должно обязательно включать в себя — «Кто и как проводит акцию жертвоприношения» и «Кто назначен быть жертвой в каждой конкретной акции жертвоприношения».

Тогда название каждой конкретной акции Холокоста должно будет выглядеть так:

  • турецкий холокост армянского народа,
  • пол-потовский холокост камбоджийского народа,
  • китайский холокост уйгурского народа,
  • немецкий холокост еврейского народа,

и так далее.

А также:

  • советский холокост украинского народа (Голодомор),
  • советский холокост польского народа (депортация 1.2 млн поляков в 1940–1941 гг),
  • советский холокост татарского народа (депортация крымских татар в мае 1944 г),
  • советский холокост чеченского народа (депортация чеченцев в феврале 1944 г),
  • советский холокост калмыкского народа (депортация калмыков в феврале 1944 г),
  • советский холокост прибалтийских народов (депортации прибалтов в июне 1941 г),

и так далее.

(Глядя на этот список, «Советский холокост» выглядит весьма эффективным продюсером холокоста многих народов).

Введение определителей «Кто является организатором и вдохновителем» и «Кто назначен быть жертвой» в каждой конкретной акции Холокоста сильно упрощает и делает более однозначной процедуру классификации и систематизации акций Холокоста. (А также их последующего анализа, изучения и приобщения к анналам исторической памяти).

Введение вышеуказанных определителей не исчерпывает проблему классификации акций Холокоста. Возможны (и уже используются) и другие определители. Например, «фабричный Холокост» и «Холокост от пуль» (введённые Патриком Дюбуа).

Возможны определители, отражающие интенсивность и временные рамки того или иного Холокоста. Например, немедленный или полный Холокост, означающий, что жертва уничтожается вся без остатка: Голодомор, например, расстрел евреев в Бабьем Яру, расстрел польских военнопленных в Катыни и других лагерях на территории СССР. Наряду с этим возможен замедленный или неполный Холокост — означающий, что умерщвление происходит не сразу, а растянуто во времени. Примером такого замедленного Холокоста может быть концентрация и изоляция евреев в гетто, акты выселения и переселения гражданского населения в районы малопригодные для человеческого существования, так называемые, акты принудительной депортации населения, рассчитанные на постепенное умерщвление населения в этих условиях: Например, депортация 250 тыс. украинцев в 49-50 г. в районы Кузбасса и Караганды, или депортация 1.2 млн поляков в 40-41 г. в районы Европейского севера и Приуралья, депортации чеченцев, крымских татар, прибалтийских народов, и т.д.

Если от общих рассуждений о возможных определениях Холокоста перейти к конкретному случаю Холокоста в Бабьем Яру, то в этом случае должны быть введены следующие определители:

  • (немедленный) немецкий холокост еврейского народа (1941–1943 гг);
  • (замедленный) советский холокост еврейского народа (1944–1953 гг).

Одной из особенностей Холокоста еврейского народа было сопротивление еврейского народа своему Холокосту. Считается (и исторически это так), что жертва не имеет своего «права голоса» в церемонии Холокоста — никто её мнения не спрашивает и никто обсуждать это с ней не собирается. История холокоста еврейского народа опровергает это расхожее мнение.

В случае немецкого холокоста еврейского народа, неопровержимым фактом являются многочисленные восстания в гетто и лагерях смерти. Наиболее известным является восстание в Варшавском гетто, ставшее символом еврейского сопротивления немецкому холокосту.

Советский холокост еврейского народа также столкнулся с упорным сопротивлением еврейского народа (своему холокосту). Наиболее известным в этом плане является 25-летнее сопротивление, с которым советский холокост столкнулся в Бабьем Яру (10 судебных процессов против активистов Бабьего Яра до 1987 г). Бабий Яр — символ еврейского сопротивления советскому холокосту.

Если теперь (сохраняя в уме только что введённые определения Холокоста) мы вернёмся и снова прослушаем, что же говорилось в дни памятных церемоний по случаю 80-й годовщины Бабьего Яра, то с удивлением отметим, что говорилось там только об одном — о немедленном немецком холокосте киевских евреев в Бабьем Яру в сентябре 1941 г. А все остальные аспекты Холокоста в Бабьем Яру? А все остальные аспекты Холокоста в Бабьем Яру просто замалчиваются! И ещё-то, что говорилось, говорилось в самом широком (расширительном) смысле этого слова — смотрите определение этого в Википедии — запутывая и заглушая при этом суть и смысл всего разговора.

Столь тенденциозное употребление термина «Холокост» ни у кого, никогда, ни в каком конкретном случае не вызвало протеста или смущения — и понятно почему: «Мемориальный центр Холокоста Бабий Яр» возводится путинскими «зелёными человечками» по путинским лекалам и путинским инструкциям о криминальной ответственности за «отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала», «фальсификацию истории», «а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны» (ст. 354.1 УК РФ[4]). Действия, подпадающие под эти параграфы указа, «наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или… принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок». На Украине эти законы не действуют, но путинские «зелёные человечки» являются гражданами России, им потом ещё отвечать перед законом.

И ещё — последнее — замечание: термин «советский холокост» введён в обиход не мной. Если вы запросите Гугл, то получите в ответ 270 ссылок на места, где термин «советский холокост» употребляется. И хотя первой в этом списке указана моя статья «Из Бабьего Яра и Румбулы — в Израиль»[5]), (что по Гугловским правилам означает, что она просматривалась наибольшим числом читателей), более важными и интересными являются ссылки на Геннадия Костырченко и Шмуэля Этингера (двух профессиональных историков). Это только строители «Мемориального центра Холокоста Бабий Яр» (их научные консультанты и их гости на всяких многочисленных инаугурациях) никогда не слышали и ничего не знают о «советском холокосте»[6].

Хотелось бы ещё пару слов сказать о последствиях и уроках Холокоста — возникновение трёх национальных сообществ евреев (советские, американские, израильские), возникновение Израиля (как государства евреев), Исход советских евреев в это государство (евреев) — это тоже темы, никогда в обсуждении Холокоста не возникающие и к обсуждению Холокоста (как будто) отношения не имеющие. Но об этом уже как-нибудь в другой раз.

Всегда Ваш, Амик (Диамант).
Источник — «Беркович. Заметки».

Tags: , ,