ОЧЕРЕДНОЙ СКАНДАЛ ВОКРУГ «БАБЬЕГО ЯРА»: ПРИЧАСТНЫ ЛИ УКРАИНСКИЕ ВОЕННЫЕ К ПРОЕКТАМ РОССИЙСКИХ МЕЦЕНАТОВ

Меморіальний музей пам’яті жертв Бабиного Яру

ОЧЕРЕДНОЙ СКАНДАЛ ВОКРУГ «БАБЬЕГО ЯРА»: ПРИЧАСТНЫ ЛИ УКРАИНСКИЕ ВОЕННЫЕ К ПРОЕКТАМ РОССИЙСКИХ МЕЦЕНАТОВ

К годовщине трагедии в Бабьем Яру презентовали инсталляцию «Зеркальное поле». Она состоит из колонн с отверстиями от пуль. Впоследствии авторы идеи рассказали, как именно воплощали замысел.

В интервью «Украинской правде» звукорежиссер инсталляции рассказывал: по замыслу, пули должны были быть такого же калибра, каким расстреливали евреев в 41-м. О помощи попросили военных.

«Это специально делал Третий отдельный полк специального назначения имени князя Святослава Храброго в городе Кропивницкий. Мы отвозили туда материалы, а они на военном полигоне его расстреливали из оружия, которое по калибру соответствует тому же, что использовалось нацистами во время расстрелов людей в Бабьем Яру», – рассказал звукорежиссер инсталляции Максим Демиденко.

Участие военных в частном проекте, который финансируют за счет российских меценатов, вызвало волну возмущения в соцсетях. Мол, представители Мемориального центра прибегли к символическому жесту — и таким образом намекнули на коллаборационизм украинцев в 41-м.

Оппоненты частного проекта в Бабьем Яру вспомнили и неофициальную концепцию будущего музея. В ней акцентируется на вине за трагедию 41-го не только нацистов, но и местного населения. А еще поинтересовались, за чей счет военные во время войны использовали патроны для простреливания части установки.

«5 канал» связался с продюсером проекта инсталляции в Бабьем Яру. Тот заверил: военные не имеют отношения к установке, потому что стреляли в рамках плановых учений.

«Военные просто поставили наши листы за своими мишенями в рамках их огневой подготовки. Чтобы выразить свою благодарность, сделали благотворительный взнос», — говорит продюсер проекта инсталляции Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» Алексей Макухин.

Кроме того, в Мемориальном центре отвергли причастность скандального художественного руководителя Ильи Хржановского к такому замыслу.

«Решение делать это с помощью именно этого полка принимал я, а не художественный руководитель, которому это вменяют. Я, честно говоря, не знал, что этот полк называется Святослава Храброго», — утверждает продюсер.

В Генштабе участие военных в подготовке инсталляции не комментируют. А в полку Святослава Храброго заверили: патроны для стрельбы отдельно не выделялись.

«Представители полка никаких никогда не получали и не получают компенсаций в виде там каких-то финансов. С началом войны было четко определено, что боеприпасы, которые выделяются на воинскую часть, они используются только для подготовки бойцов в пункте постоянной дислокации, например. И на фронте», — пояснил заместитель командира полка по морально-психологическому обеспечению 3-го отдельного полка спецназначения имени Святослава Храброго Сергей Францишкевич.

В то, что мемориальный центр умышленно прибег к скандальному решению, скептически относится историк Виталий Нахманович. Соавтор концепции государственного-мемориального комплекса в Бабьем Яру, впрочем, убежден: от своего видения причин трагедии представители частного музея не отказались.

«Во всех странах, оккупированных Германией, были люди, которые с ними сотрудничали. В том числе участвовали в определенных карательных акциях. Ничего исключительного в Украине не происходило. Они хотят показать, что в Бабьем Яру убивали только евреев. И что основная вина — на местных коллаборантах», — отметил историк, соавтор государственной концепции мемориала «Бабий Яр» Виталий Нахманович.

«Сотня Святослава Храброго — это историческая фигура. Для украинского государства очень знаковая. Скорей всего, это какая-то игра. Это больше такой пиар», — считает лидер организации «С14» Евгений Карась.

В то же время художественный руководитель проекта Хржановский на днях засветился во время похорон русского неонациста Максима Марцинкевича. Венок с надписью «от проекта ДАУ» положили вплотную к нацистскому символу «Мертвая голова». В менеджменте кинокомпании, которая занималась распространением «ДАУ», заявили: это была исключительно их инициатива.

Анна Рыбалка, Евгений Сакун. «5 канал». 

Tags: , , ,