Художник Александр Ройтбурд: Я не подписал обращение, но призываю прислушаться к нему

Меморіальний музей пам’яті жертв Бабиного Яру

Художник Александр Ройтбурд: Я не подписал обращение, но призываю прислушаться к нему

Мой друг Иосиф Зисельс, которого я искренне уважаю и за многое ему благодарен, а также ряд авторитетных еврейских деятелей, в том числе моих друзей, выступили с обращением к украинскому обществу с критикой проекта мемориала в Бабьем Яру, предлагаемого рядом крупных бизнесменов, проживающих за пределами Украины.
Я не подписал это обращение, поскольку не готов разделить утверждение его авторов о том, что организаторы этого проекта напрямую аффилированы с Путиным. Я не считаю этот проект путинским. Тем не менее, я согласен с рядом аргументов, высказанных в этом обращении.
Я встречался с некоторыми организаторами этого проекта, и у меня сложилось стойкое ощущение отсутствия у них украинской оптики, и даже непонимания того факта, что таковая существует. На той стадии, которую мы с ними обсуждали, предполагалось подать трагедию Бабьего Яра в контексте «Холокоста от пуль» на территории бывшего СССР. Я настаивал, что трагедия места должна быть осмыслена в общем контексте трагедии украинского еврейства во второй мировой войне, а шире — в контексте катастрофы европейского еврейства. И да, специфику «Холокоста от пуль» нельзя игнорировать в общем контексте этой катастрофы. Но замыкать ею концепцию мемориала, не вычленяя украинский контекст, глубоко неправильно. Украинское общество воспримет это как «назад в ссср», как втаскивание истории Украины в рамки истории советской империи, вследствие чего проект, призванный предотвратить проявления национальной розни, в таком виде может их спровоцировать, какими бы благими не были намерения его инициаторов.
Отдельное место в этом проекте занимает фигура его художественного руководителя Ильи Хржановского. Я в свое время также воздержался от подписания письма против него, инициированного моим другом Ivan Kozlenko, потому что я считаю многое, в чем его упрекают авторы письма, допустимым на территории кинематографа. Хржановский человек выдающегося таланта, и, на мой взгляд, в искусстве не всегда продуктивно рабское соблюдение границ конвенциональной морали. Его «Дау», при всех спорных моментах — великое антитоталитарное кино. Но, перенесенные в пространство реальной общественной коммуникации, его стратегии могут оказаться деструктивными. Плюс уже упоминаемое отсутствие украинской оптики.
В целом я могу сказать, что предлагаемый масштабный проект вызывает у меня большие опасения с точки зрения реакции на него украинского общества.
Поэтому я призываю руководителей государства, в частности, президента Зеленского, прислушаться на этом этапе к критикам этого проекта.
И, не во всем разделяя точку зрения инициаторов обращения, считаю должным еще раз опубликовать его текст.
Фото отсюда.

Tags: ,