Галина Хараз. Контекст «Контекста»

Меморіальний музей пам’яті жертв Бабиного Яру

Галина Хараз. Контекст «Контекста»

Я посмотрела фильм С. Лозницы «Бабий Яр. Контекст», и он меня, скажем так, озадачил. Я честно пыталась быть беспристрастной, но в этой беспристрастности не понимаю — в чем смысл и цель фильма? (подчеркиваю — если отвлечься от того, что лично мы знаем о целях и деятельности кормящего Лозницу МЦГБЯ, т.е. от «контекста» создания фильма).
Понятие «контекст» вообще , как я его понимаю, это фон, на котором разворачиваются основные события. Благодаря контексту становится ясным, почему произошли основные события, что было их причиной, движущими силами и т.п. Но в данном случае ничего такого нет. У меня даже возникла ассоциация с иллюстрированным изданием, в котором все картинки собраны в конце и даются подряд, без подписей и пояснений. Читатель, который и так «в теме», сможет понять, что к чему относится, но вряд ли найдет для себя что-то принципиально новое. А тот, кто не в теме, просто не поймет ничего.
Фильм воспринимается как отдельные куски хроники, практически не связанные между собой ничем, кроме хронологии (опять же — понятной лишь тем, кто в курсе событий). Начало и конец хронологии произвольны, в середине есть почти двухгодичный провал. И еще провал — перед последним эпизодом.
Если считать, что фильм в первую очередь предназначен для «ширнармасс», то здесь остро не хватает подписей и пояснений. Буквально — нужен закадровый голос. А что будет произносить этот голос, уже и покажет цель и назначение фильма. Пока что есть только небольшое количество титров, в основном уточняющих время и место съемок. Несколько более подробных текстов сообщают, что:
— евреев обвиняют в жертвах НКВД во Львове (почему? — для несведущего абсолютно непонятно, нет никакого «контекста»),
— немцы решили убить евреев в Киеве как месть за взрывы (почему? вообще что за взрывы были, и причем тут евреи? и если бы взрывов не было, то евреев бы не убивали?)
— немцы убивали евреев по просьбе украинцев (это цитата из издаваемой при нацистской оккупации газеты «Волынь», которая приводится большим куском — опять же без комментария).
— после этого идет большая цитата из Василия Гроссмана об Украине, где уничтожены все евреи.
Если так понимается «контекст», то он создает вполне определенное впечатление, и слова Лозницы (в передаче на ICTV), что он «не хочет заменять одну пропаганду другой» весьма циничны: он не заменяет старую пропаганду новой, а подпитывает тезисы старой пропаганды.
Второй линией, которая как раз достаточно настойчиво, чтобы не сказать «назойливо», проводится, есть сопоставление того, как местное население встречает очередных захватчиков-освободителей: приветствия немецким войскам и начальникам потом почти что дублируются приветствиями советским войскам и начальникам. Так же «запараллелены» колонны с пленными (сначала советские, потом немецкие), прохождения войск, трупы и разрушенные дома.
Что из этого следует? Что война- это ужасно? Да, ужасно.
Что население — тупое быдло, которому все равно, кто его пасет? Может быть.
Но тут-то и нужен контекст, объясняющий, почему население таково, и почему пленные такие, и почему вообще все происходящее происходило?!
Есть еще технический момент, который вызвал у меня сильное сомнение: звуковой ряд. Помимо невнятных шумов и неразборчивых разговоров прекрасно и очень чисто слышна музыка и песни. Например, в сцене приветствия украинцами немцев во Львове исполняется сначала «Ой, у лузі червона калина», а потом немецкий марш. Впечатление безусловное и однозначное: те, кто сегодня поют «Червону калину», прямо ассоциируются с пособниками гитлеровцев.
Короче говоря, в «Контексте» нет контекста — объективного, реального, широкого. И фильм этот не кажется мне выдающимся ни в каком смысле. И все время вспоминается фраза: «Правда! Ничего, кроме правды! Но не вся правда…»
Источник — ФБ Галины Хараз.

Tags: , ,